Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЕГОРОВ Константин Федорович

ЕГОРОВ Константин Федорович (20.05.1897 год, с.Ронга Ронгинская волость Царевококшайский уезд Казанская губ. / ныне Советский район РМЭ – 11.11.1937 год).

Деятель культуры, художник, основоположник Марийского профессионального изобразительного искусства. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн.

Константин Федорович родился в селе Ронга, а рос в Сернуре, где его отец был священником и учителем. В 1915 году окончил Уржумское реальное училище, затем учился в Иркутской изостудии И. Л. Копылова, а высшее художественное образование получил в Казанском художественно-техническом институте. Дипломная работа К. Егорова «Марийский сенокос» свидетельствовала о незаурядном таланте автора.

В разгар 1-й Мировой войны был призван в армию, окончил ускоренный курс военного училища получил звание подпоручика. Служил в 106-м пехотном Уфимском полку. В Гражданскую войну ЕГОРОВ был младшим офицером в армии Колчака, затем сражался на стороне красных.

Много сделал Константин Егоров для создания художественно-этнографического отдела в Марийском краеведческом музее. В 1926-27 годах он написал для него шесть картин о жизни и быте марийского народа. От его первых картин веет глубокой древностью, былинной простотой. Все действующие фигуры тонут в море первобытной лесной природы. Кроме того, писал портреты простых марийцев, пейзажи, иллюстрировал произведения марийских писателей. Особенно замечательны его портреты: «Жена» /пастель/, «Девочка», «У рояля». Художник написал портреты стахановцев Красногорского лесозавода, писателя Чавайна и др.

В период реконструкции народного хозяйства Егоров пишет «Встречу первого паровоза на станции Куяр», «Праздник авиации», «Красногорский лесозавод» и др. Первый поезд был огромным событием в нашей экономике. Художник символически отобразил паровоз, как победителя лесной стихии, как представителя нового машинного мира, мощно вторгающегося в нашу жизнь. Также интересны пейзажи, зарисовки Йошкар-Олы и его графика.

Кроме художественного таланта, Константин Егоров замечательно пел, мог сколько угодно читать наизусть не только Пушкина, но и фактически запрещенного тогда Есенина.

Происхождение, факты биографии, положение и связи К.Ф. Егорова не давали покоя соответствующим органам. В 1930 году Константин Егоров был арестован по чьему-то доносу как бывший колчаковский офицер. Через неделю его выпустили.

Большую душевную травму получил он в 1931 году, когда его отца арестовали как «финского шпиона», целый год продержали в Нижегородской тюрьме, а затем определили три года высылки.

В 1937 год, ставший поистине сатанинским для всех, художник вступил в состоянии глубокого творческого кризиса. 10 августа выписали постановление о его аресте, а ночью 12-го произвели обыск. 10 ноября 1937 года состоялось заседание «тройки» НКВД Марийской АССР по обвинению большой группы марийской интеллигенции в контрреволюционной антисоветской деятельности. Егоров обвинялся в том, «что являясь членом контрреволюционной националистической организации, проводил работу по подготовке контрреволюционных кадров для борьбы с советской властью, ориентировался на фашистские круги Финляндии, восхвалял финскую культуру…виновным себя не признал, но полностью изобличается показаниями других обвиняемых».

Характерно: в чем К.Ф. Егоров обвинялся на заседании «тройки», во время следствия по этим пунктам не было задано ему ни одного вопроса; по предъявленным обвинениям не был допрошен ни один свидетель, не было ни одной очной ставки; не приложены и «изобличения» других обвиняемых. Но ни следствию, ни «тройке» факты были не нужны, даже видимость следственного и судебного процесса не соблюдалось.

10 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Константина Егорова к расстрелу. На следующий день приговор привели в исполнение. По свидетельству писателя-краеведа Кима Васина, Егоров шел на смерть с арией Мефистофеля «Сатана там правит бал» из оперы Гуно «Фауст».

Картины художника, конечно, сразу же отовсюду были изъяты. Сохранилось из них всего несколько. Н.М.Арбан вспоминал, что уже после войны во дворе музея видел костер, куда бросали картины Константина Егорова.

Посмертно реабилитирован 5 марта 1956 года.