Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПУШКИН Георгий Максимович

ПУШКИН Георгий Максимович (21.11.1907 год, д. Старый Торъял Уржумский уезд вятская губ./ ныне Новоторъяльский район РМЭ —26.07.1993 год, г.Йошкар-Ола).

Деятель культуры, артист Марийского государственного драматического театра им. Шкетана, звания «Заслуженный артист Марийской АССР» (1956 год), «Заслуженный артист РСФСР» (1970 год), «Народный артист Марийской АССР» (1967 год).

Представитель первого поколения марийских профессиональных актеров родился в бедной крестьянской семье. Рано осиротел и остался на попечении бабушки по материнской линии. С восьми лет был отдан в подпаски, зимой учился, летом пастушил. В детстве научился играть на волынке. В 1925 году окончил Староторъяльскую школу-семилетку. Большое влияние на юношу оказала учительница М.А.Борисова, сестра драматурга О.ТЫНЫША, пробудившая в нем интерес к художественному творчеству. В 1925 году Георгий ПУШКИН поступил в Краснококшайский педтехникум, проучившись полтора года, из-за болезни бабушки вернулся в родную деревню. Во время учебы пел в хоре И.С.Ключникова-Палантая. В 1928 году поступил в Марийскую студию музыкально-драматического искусства. Будучи студийцем, участвовал в спектаклях театра. В 1930 году после окончания учебы был зачислен в труппу Марийского государственного драматического театра. Летом того же года вместе с коллективом театра участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР в г.Москве.

Становление профессионального мастерства актера проходило под руководством режиссеров Н.КАЛЕНДЕРА, Н.СТАНИСЛАВСКОГО и А.МАЮК-ЕГОРОВА.

В 30-е годы Г.ПУШКИН стал одним из репертуарных актеров театра, сыграл множество разноплановых ролей, среди которых: Тихон (А.Островский «К?дырчан й?р» / Гроза, 1934 год), Аркадий (А.Корнейчук «Платон Кречет», 1935 год), Маяк (В.Гусев «Чап» / Слава, 1936 год), Белогубов (А.Островский «Доходан вер» / Доходное место, 1936 год), князь Верейский (А.Пушкин «Дубровский», 1937 год), г-н Миллер (Ф.Шиллер «Й?ратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1938 год), Усатый (В.Катаев «Шкет парус» / Белеет парус одинокий, 1938 год) и другие.

В годы войны актер оставался в театре. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Среди ролей этого периода — Чопай (С.Николаев «Салика», 1942 год), Ур Тоймет (Н.Арбан «Янлык Пасет» / Черный Волк, 1944 год), Кочкарев (Н.Гоголь «?дырым налмаш» / Женитьба, 1944 год), а также участие в многочисленных концертных программах театра.

За годы работы Георгий Максимович сыграл более ста пятидесяти ролей, снискал горячую любовь марийского зрителя, который шел в театр «на Пушкина». Для многих зрителей имя актера неразрывно связано с образом Кория из музыкальной драмы С.Чавайна «М?кш отар» («Пасека»). Актер тяготел к созданию психологически глубоких характеров, таких как Омылян кугыза (К.Коршунов «Шочмо мланде»» / Родная земля, 1966 год). Актер раскрыл многогранный, жизненный характер крестьянина, хозяина на земле. Запоминающийся образ бывшего узника концлагеря Аникина создал Г.Пушкин в драме А. и П.Тур «Мондаш ок лий» («Перебежчик», 1967 год).

Актер тонко чувствовал жанровое своеобразие пьесы, был правдив и точен даже в эпизодических ролях. Таков его Рисположенский, герой комедии А.Островского «Родо-шочшо улына — шотым муына» («Свои люди — сочтемся», 1963 год). В небольшой роли Робинзона (А.Островский «Кузыкдымо ?дыр» / Бесприданница, 1968 год) актер передал трагедию несчастного человека, ставшего забавой купцов.

Вся творческая жизнь Г.М. ПУШКИНА была связана с Марийским театром. Ему он беззаветно служил четыре десятилетия. В 1971 году актер вышел на заслуженный отдых, но связи с театром не порывал. Будучи уже в глубоко преклонном возрасте, выходил с волынкой в массовых сценах спектаклей «Салика» и «Акпатыр».

В 1970—1974 гг. Г.ПУШКИН возглавлял ансамбль волынщиков при Республиканском центре народного творчества Министерства культуры МАССР. Выступал с гастролями в Москве, Ленинграде, Таллинне, Кишиневе, Баку, Петрозаводске и многих других городах бывшего Советского Союза, дважды выступал в Кремлевском дворце съездов в правительственных концертах, был лауреатом зонального смотра народного творчества в г. Горьком (ныне Нижнем Новгороде). Его учениками и последователями стали талантливые волынщики: заслуженный артист РМЭ Э.Малинин, М.Богданов, С.Герасимов, Г.Эчейкин и другие.

Всю жизнь он занимался литературным творчеством. Им в свое время были переведены на марийский язык пьеса А.Н.Островского «Без вины виноватые», комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» и др. Г.Пушкин написал ряд статей и воспоминаний о коллегах-актерах, режиссерах и выдающихся деятелях культуры. На основании дневниковых записей актера писатель Ю.Галютин создал роман «Георгий Пушкин».

О нем: Марий артист-влак Москваште (Марийские артисты в Москве) // Марий коммуна. 1969. 29 июль; Мондалтдыме жап: М.Шкетан л?меш муздрамтеатрлан 50 ий темме вашеш (Незабываемое время: К 50-летию музыкальнодраматического театра им. М.Шкетана) // Марий коммуна. 1969. 22 октября; Источник вдохновения // Марийская правда. 1969. 29 ноября; Калык ок мондо (Народ не забудет: В.Якшов) // Марий коммуна. 1971. 16 сентября; Ш?меш кодшо жап (Время, запавшее в душу) // Марий коммуна. 1978. 8 октября; Шолшо илыш (Кипящая жизнь) // Марий коммуна. 1979. 28 апреля; Тудым тыге шарнем: С.Г.Чавайнлан 100 ий темме вашеш (Помню его таким: К 100-летию С.Г.Чавайна) // Ончыко. 1986. № 6. С. 90; Чапым н?лталын (Увенчали славой: Н.Календер, С.Чавайн) // Илышын воштончышыжо. Йошкар Ола, 1994. С. 73—81; Ончылно — у ошкыл (Впереди — новый шаг) // Кугарня. 1994. 30 сентября; Осмин И., Савельев С. Большой путь // Марийская правда. 1956. 2 декабря; Любимов В. Шочынак артист (Родился артистом) // Марий коммуна. 1965. 9 февраля; Степанов М. Артист и его образы // Марийская правда. 1965. 25 апреля; Балашова Н. Несмотря на то, что старое живуче // Театральная жизнь. 1968. №14. С. 20—22; Георгина М. Калык ш?мыш корно: Георгий Пушкинлан — 70 ий (Путь в сердце народа: Георгию Пушкину — 70 лет) // Марий коммуна. 1977. 22 ноября; Георгина М. Верность народным традициям: Штрихи к творческому портрету // Марийская правда. 1977. 23 ноября; Регеж-Горохов В. Поро айдеме, уста артист (Добрый человек, талантливый артист) // Марий коммуна. 1982. 21 ноября; Абукаев-Эмгак В. Шым гана шонен... (Семь раз подумав...) // Марий коммуна. 1987. 21 ноября; Васильев Ю. Мурыжат т?рлеман, кумылжат калыкнан (Песни его, словно вышитые, и душа народная) // Марий Эл. 1992. 21 ноября; Айплатов Г.Н. Георгий Максимович Пушкин // Марий Эл: время, события, люди: Календарь знаменательных и памятных дат на 1997 год. Йошкар-Ола, 1996. С. 71—72; Белкова С. Шоктен гармоньым, ш?вырым, к?слем: Марий Элын калык артистше Георгий Пушкинын шочмыжлан — 90 ий (Играл на гармони, волынке, гуслях: К 90-летию со дня рождения народного артиста Марий Эл Георгия Пушкина) // Марий Эл. 1997. 22 ноября; Галютин Ю. Георгий Пушкин: Дневник негызеш возымо шарнымаш-роман (Написанный на основе дневников роман-воспоминание) // Ончыко. 1998. № 10—11; 1999.  № 1—2;Иванов С. Тошто Торъял гыч театр ш?дыр (Звезда театра из Старого Торъяла) // Марий Эл. 2002. 23 марта.