Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

НЕДОШИВИН Ананий Иванович

НЕДОШИВИН Ананий Иванович (02.11.1826 год, г.Царевококшайск - ?)

Государственный и общественный деятель, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин г. Саратова (с 18.06.1885).

Ананий родился 2 ноября в городе Царевококшайске в многодетной мещанской семье Ивана Степановича Александры Андреевны Недошивиных и был крещен в Воскресенском Соборе города. Как и его старшие братья, окончившие Царевококшайское уездное училище, Ананий в сентябре 1835 года поступил туда учиться, только в отличие от Александра и Андрея учебу не закончил. Проучившись в подготовительном и первом классах, он затем перешел во второй, но с 8 –го января 1838 года в училище больше не ходил. Тем не менее, в итоге это не помешало ему стать видным предпринимателем и уважаемым человеком

Своему завидному купечеству братья во многом обязаны своим родителям и прежде всего отцу. Во-первых, он уберег их от службы в армии. Дело в том, что семейство Недошивиных в 1848 году состояло в рекрутской очереди, и должно было выставить одного сына-рекрута. Но Иван Степанович - человек смекалистый и хваткий, сумел за пару месяцев договориться о замене сына мещанином Порфирием Корелиным, который добровольно согласился стать солдатом вместо одного из Недошивиных. За это Недошивин – старший обязался платить все подати и повинности за Корелина и его умершего отца до Новой ревизии.

Во-вторых, Иван Степанович 1-го апреля 1848 года обратился с прошением в городскую думу с прошением о переходе его и семейства  в купеческое сословие.

Пока шло оформление бумаг, он умер, и с 5-го ноября дело супруга продолжила вдова Александра Андреевна (самое удивительное что неграмотная) при поддержке старшего сына Александра. В ноябре – декабре 1848 года дело рассматривала Казанская Губернская Казенная Палата, которая дала согласие на переход Недошивиных в купечество 3-й гильдии с начала 1849 года.

В новом качестве Ананий и его родня прожили в Царевококшайске недолго. В марте 1850 года они переписались в великоустюжские купцы 3-й гильдии, и уехали в Вологодскую губернию. Позднее Недошивины разошлись каждый своей дорогой… Ананий Недошивин обосновался в Саратове.

С 1863 по 1892 годы — он попечитель Крестовоздвиженского училища в Саратове. Прихожанами Саратовской Введенской церкви избран в 1863 году ктитором церкви. В 1870 по 1875 годах Ананий Иванович — директор Саратовского городского общественного банка. С 1871 года каждое последующее четырехлетие, и так до 1891 года включительно, он избирался гласным Саратовской городской думы. Кроме того, с 1875 по 1891год Ананий Иванович Недошивин был Саратовским городским головой.

Тогда, по городовому положению 1870 года, существовала разрядная система выборов, и в Саратове каждый из трёх разрядов избирал по 24 гласных. Общая сумма городских сборов и налогов, уплата которых давала право на участие в городских выборах, как пассивное, так и активное, делилась на три равные части. В первом разряде были избиратели, платившие сотни, и даже тысячи рублей каждый в отдельности, за свои многоэтажные дома, заводы, мельницы и проч. Занимавший тогда кресло городского головы Ананий Иванович Недошивин, складчик и кабатчик (под этими кличками разумелись хозяева и содержатели винных складов и подчинённые им в силу материальной зависимости торговцы в трактирных и питейных заведениях “распивочно и навынос”, забиравшие водку и спирт из складов. Эта партия была хорошо организована и дисциплинирована). Он был избранником и ставленником этой партии и её креатурой...

«Недошивин — купец без образовательного ценза, прошедший с молодых лет служебную школу по винным откупам. Эта школа давала своим питомцам своеобразную деловую окраску. Она сглаживала в них типичные коммерческие шероховатости и давала им чиновничий облик. Работая по откупам, винникам приходилось всегда входить в сношения с высшей и средней бюрократией, иногда очень щекотливые... Надо было и законную невинность соблюсти, и капитал наживать. Такое лавирование развивало сметку, сообразительность, смелость, знание человеческих слабостей, искусство и умение пользоваться ими в своих сношениях с представителями чиновничьей бюрократии... Всеми этими свойствами обладал в значительной мере Недошивин и другие откупные служащие.

Все эти бывшие управляющие, ревизоры, доверенные, сидельцы (целовальники) и конторщики (такова откупная табель о рангах сверху вниз) в громадном большинстве случаев не имели никакого образовательного ценза; они не имели даже домашнего воспитания, а обычно их служебная карьера начиналась с мальчиков в питейных заведениях или конторах; там, в этих заведениях, они заканчивали свою первоначальную грамоту... Когда в начале шестидесятых годов прошлого XIX столетия были отменены откупа и объявлена свободная торговля вином, то многие из числа служивших по откупам, сумевшие скопить деньгу, превратились в складчиков, трактирщиков и кабатчиков, смотря по личным способностям и от степени предприимчивости. Они же, обложенные значительными сборами в пользу казны и города, принимали деятельное и крепко сплочённое участие в городском управлении. Поэтому неудивительно, что в составе городской управы 1879 г. из шести членов коллегии трое были из числа виноторговцев. А именно: А. И. Недошивин и два члена управы - А. Н. Епифанов и В. И. Богомолов».

В своих мемуарах известный саратовский деятель И. Я. Славин также вспоминал, как он в 1878 году стал гласным местной думы: «Я прошёл в гласные по своему третьему разряду, на котором тогда доминировали и диктовали выборы трактирщики и кабатчики… В первом заседании вновь избранной городской думы происходили выборы городского головы. Баллотировался один Недошивин, и был избран. В составе городской думы, конечно, преобладали представители торгово-промышленного класса, т.е. купцов и мещан, и из числа их давали тон и направление муниципальным делам кабатчики и трактирщики. Интеллигенция была представлена очень слабо. Всех нас, интеллигентов, было наперечёт».

А о главе думцев Славин отзывался так: «А. И. Недошивин — худой, ниже среднего роста, совершенно лысый, с бородой клином, юркий, нервный, купеческой складки, но почти никогда не расстающийся с папиросой, был в то время уже почтенным, свыше, чем пятидесятилетним. Говорил на «о» шамкающим старческим голосом. Не получивши законченного образования, он всё же был достаточно и прилично грамотный, обладал от природы здравым умом, практической сметкой, инициативой, которая иногда принимала фантастический характер. Красноречием не обладал, но говорил деловито, содержательно, хотя не особенно складно.

Его председательство в думе оставляло желать очень многого. Он не умел вести заседания, беспорядочно и суетливо управлял прениями; бывали случаи, что после прочитанного доклада управы, им самим подписанного, он начинал возражать. Он не мог правильно и точно формулировать и резюмировать прения и вопросы, подлежащие разрешению думы. Но за всеми этими минусами Недошивин был хозяйственный городской голова, который, очевидно, удовлетворял запросам большинства думы, так как непрерывно в течение 16 лет избирался на пост городского головы. Он был человек, пожалуй, добрый, отзывчивый, но не без лукавства, работавший не особенно усердно, даже лениво, не мешавший, впрочем, работать другим и не относившийся ревниво и завистливо к инициативе других лиц».

Но это мнение одного человека и несколько предвзятое. Тем более, как говорится, сколько людей столько и мнений. Только ведь не зря же Анания Ивановича 20 лет избирали гласным саратовской думы и еще 15 – городским головой, наградили двумя золотыми медалями с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской (08.12.1877) и Андреевской (30.09.1879) лентах и орденом Св. Станислава 2-й степени (15.05.1883). Значит, было за что.

Вот пример другого рода. 1880-й год выдался для Саратовской губернии крайне тяжелым, неурожайным. На этом, безусловно, сказались и беды предыдущего, 1879 года, с его эпидемией чумы в соседней Астраханской губернии, опустошительными пожарами и повсеместной засухой. Но повторная засуха привела к «такому экономическому расстройству крестьянского населения», какого губерния до сих пор не видала.

И Ананий Иванович Недошивин был одним из тех, кому было суждено спасать ситуацию. Конечно, он обратился за помощью в столицу, но и сам стремился что-то сделать. Так, например, на экстренном заседании саратовской думы 14 января «по выслушивании телеграммы, полученной из Санкт-Петербурга от городского головы А. И. Недошивина, Городская дума постановила: для личного ходатайства о скорейшем разрешении дела по исправлению русла реки Волга у Саратова, избрать депутацию из 6 гласных, уполномочив ее на пожертвования, какия будут признаны, по совместному обсуждению с городским головою, необходимыми по этому делу».

Переустройство саратовской речной пристани и улучшение судоходных условий реки Волги у Саратова позволило бы наладить поставку хлеба в помощь голодающим по воде.

19 января Саратовская городская дума постановила: «1) разрешить с 22 января отчетного года, чтобы в существующей на средства города дешевой столовой, в доме Буковского, могли ежедневно получать пищу до 300 человек, с платою по 3 копейки за каждый обед; обед должен состоять из хлеба и горячих щей с мясом, или постных, с тем, чтобы стоимость его не превышала 5 с половиной копеек и 2) отпускать в распоряжение заведующего бесплатной столовой при Киновийской церкви, для ежедневного прокормления не менее 100 человек бедных на счет города, по 165 рублей ежемесячно, полагая расход на обед одного человека по 5 с половиной копеек» и т.д.

Занимался Недошивин и благотворительностью: в частности, в середине 1870-х годов он пожертвовал 50 рублей на строительство в Саратове Покрова Пресвятой Богородицы. Оказал он поддержку и реальную помощь и художнику А. П. Боголюбову по устройству в Саратове художественного музея и рисовальной школы. Аделаида Александровна - жена купца, являлась одной из Директрис Дамского Отделения Губернского Попечительного о тюрьмах Комитета Саратовской губернии.

Память о Анании Ивановиче Недошивине, несмотря на пройденные годы, в Саратове сохранилась.

В Волжском районе города, на пересечении улиц Октябрьская и Лермонтова, расположен кирпичный особняк постройки середины XIX века, изначально принадлежавший купцу первой гильдии Ананию Недошивину. Правда, сегодня здание рушится. А в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева хранится работа известного русского художника Александра Ипатьевича Алексеева – «Портрет А. И. Недошивина», написанный в последней четверти XIX века. Перед нами лицо человека из купцов. Тяжелое лицо, окладистая борода, черный сюртук, узкие внимательные глаза. Перед нами лицо человека властного, уверенного в себе, по-крестьянски хитрого. Таким он запомнился современникам, таким и останется в нашей памяти.