Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КАШИНА Мария Капитоновна

КАШИНА Мария Капитоновна (1857 год – 1916 год).
Предствительница сферы бизнеса и торговли, нижегородская купчиха 1-й гильдии, ароходовладелица и глава семейного дела, которое она довела, по свидетельству современников, до «крупного общеволжского масштаба». Недаром жизнь и деятельность Марии Капитоновны легли в основу пьесы А. М. Горького «Васса Железнова» (1910 год).
В начале первого акта своей пьесы «Васса Железнова» Алексей Максимович дает описание комнаты, в которой главная героиня проводит большую часть дня: «Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани». Неизвестно, насколько это соответствовало действительности, но в описи движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего нижегородской купчихе первой гильдии М. К. КАШИНОЙ, составленной после ее смерти 5 октября 1916 года, было найдено описание двух кабинетов, в которых она работала. В одном из них стоял письменный стол на двух шкафчиках с сукном цвета бордо, японский экран к камину, чернильный прибор бронзовый на мраморных подставках, две пишущие машины «Премьер» и «Ундервуд». В другом кабинете — письменный стол на ножках с зеленым сукном.
Чтобы представить круг интересов семьи КАШИНЫХ, упомянем о беккеровском рояле, трех книжных шкафах, наличии энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона в 82 томах. Это, безусловно, свидетельствует о духовных интересах представителей рода КАШИНЫХ.
Мария Капитоновна получила лишь домашнее воспитание, что, впрочем, не помешало ей после смерти мужа, моложе которого она была на пятнадцать лет, стать во главе принадлежавшего ему пароходства и руководить семейным делом почти полтора десятилетия.
Пароходство было основано уроженцем Ярославской губернии Михаилом Матвеевичем Кашиным в 70-х годах XIX века. Произошло это через пятьдесят лет после начала открытия пароходства на Волге. А самый первый пароход на великой русской реке появился в 1817 году. Интерес приволжских жителей к этому явлению был очень велик. За десятки и сотни верст не только из сел и деревень, но даже из городов съезжались они к пристани и терпеливо ожидали прибытия парохода. В 1843 году образовалось «Общество пароходства на Волге», затем появились другие общества, среди которых наиболее известны «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Дружина», «Лебедь». От плашкоутного моста по правому берегу Волги на протяжении двух верст тянулись двадцать пристаней, арендуемых пароходными обществами и частными пароходовладельцами, среди которых был и М. М. КАШИН. Вначале принадлежавшие ему суда «Манифест», «Аввакум», «М. Кашин», «Анюта» («Михаил»), «Пермяк» («Надежда»), «Матвей», «Анна», «Мария» работали на небольших участках Волги. Но в дальнейшем пароходство КАШИНА обслуживало все больше районов, причем суда останавливались не только на крупных пристанях, как это делали другие пароходства, но и у менее значительных селений. Строились новые пароходы. Дело расширялось.
Мария Капитоновна постепенно стала помогать мужу, вникать в дела пароходства. К этому времени в семье подрастало трое детей: Анна, Михаил и Павел. Вот что мы узнаем из документов 1891 года о рождении третьего ребенка: «У купца первой гильдии Михаила Матвеевича Кашина и его жены Марии Капитоновны родился 26 февраля сын Павел. 3 марта крещен в Варварской церкви. Крестные: купец Николай Петрович Сергеев и жена надворного советника Елизавета Николаевна Фиалковская».
Однако в 1895 году в возрасте 58 лет Михаил Матвеевич был привлечен к уголовной ответственности за растление малолетних. Русское купечество отличалось, с позволения сказать, «подобными шалостями», но до суда КАШИН не дожил — умер, как свидетельствуют документы, от застарелой болезни. (А. М. Горький в своей пьесе усилил этот аспект, заставив героя принять яд по настоянию жены, дабы спасти детей от позора.) Суд состоялся в 1897 году, когда КАШИНА уже не было в живых.
Управление пароходством взяла в свои руки Мария Капитоновна. Она отличалась недюжинным умом, деловой хваткой, умением видеть перспективу. Пригодился и опыт, полученный в совместной работе с мужем. При ней открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани (на марийской земле пароходству М.К.КАШИНОЙ принадлежала пристань в Кокшайске), о чем свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. КАШИНОЙ отведенного ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».
Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск — Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые восемью первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов устраивалась срочная товарная линия Нижний — Москва.
Фрахт и такса на проезд были дешевле, чем у других крупных пароходств. Небольшие пароходы КАШИНОЙ заходили буквально чуть ли не в каждое селение, привлекая серую публику дешевизной платы. Но эта дешевизна всегда обходилась пассажирам очень дорого: отсутствовали какие-либо удобства, пароходы были настолько переполнены кладью и пассажирами, что ни только присесть, двинуться даже было нельзя. Грязь, духота, грубая пароходная администрация, действия которой порой доходили до привязывания непонравившегося пассажира к мачте или высаживанию на пустынный берег – вот чем в начале отличалось это пароходство. Открытие Кашинским пароходством первых рейсов в навигации и окончание последними, когда другие пароходы стояли по затонам, давало возможность Кашинскому пароходству устанавливать таксу за проезд в третьем классе от Казани до Нижнего-Новгорода от 10 до 15 рублей, а стоимость за провоз клади увеличивать до баснословной цены. Это давало возможность быстро обогащаться владельцам пароходства и увеличивать численность пароходов. В 1905 году флот Кашиной увеличился до того, что появилась возможность установить ежедневные рейсы Рыбинск – Пермь.
С 1906 года суда М. К. КАШИНОЙ пошли в Москва-реку. Полного расцвета пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге.
К 1900 году флот нижегородской пароходовладелицы насчитывал девять пароходов: два пассажирских, пять товаро-пассажирских, буксиро-товаро-пассажирский и буксиро-пассажирский. Устаревшие суда заменялись новыми, и в начале первого десятилетия ХХ века было построено четыре крупных парохода: «Матрена» (1903 год), «Григорий», «Харитина» (1904 год), «Вера» (1905 год). Все пароходы были оборудованы машинами «Compound» мощностью в 90, 100, 120, 150 номинальных сил. В это же время было выстроено несколько мелких пароходов для коротких линий местного сообщения.
Однако с течением времени начались неудачи. Трудные навигации 1909—1910 года привели к тому, что целый ряд судоходных предприятий ликвидировали свои дела. У Марии Капитоновны за недоимки были описаны три парохода («Мария», «Надежда», «Аввакум») на сумму 50 тысяч рублей. Но и это не спасло положение. Дела ухудшались, и пароходство пришлось продать.
Объединенное общество «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» в 1913 году купило кашинское пароходство за 1 305 000 рублей. Сыновья Марии Капитоновны и Михаила Матвеевича оказались неспособными продолжить дело родителей. После этого М. К. КАШИНА прожила еще три года и умерла в сентябре 1916 года. Все имущество М. К. КАШИНОЙ было оценено в 378 535 рублей 35 копеек.
Разумеется, как и все обеспеченные люди того времени, КАШИНЫ принимали участие и в общественной жизни города. В частности, когда в Нижнем было открыто речное училище, значительную сумму на его содержание предоставляли различные общества и частные лица, имевшие близкое отношение к судоходству, в том числе и чета Кашиных. Позднее, в 1901 году, Мария Капитоновна, по-видимому, давала деньги на содержание убежища для призрения бедных детей общества вспомоществования бедным.
Будучи человеком неординарным, характер имея жесткий, требовательный, Мария Капитоновна не была обойдена вниманием недругов. В документах упоминается и такой факт из ее жизни. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула, и заявил, что еще 12 октября на него пал жребий убить пароходовладелицу КАШИНУ, для чего он прибыл в Нижний Новгород, но побоялся и явился в полицию. Таким образом, покушение не состоялось. А. М. Горький, создавая пьесу «Васса Железнова», описывал жизнь русского купечества на основе наблюдений, путешествуя по городам Поволжья: Самаре, Перми и Нижнему Новгороду. Он изобразил свою героиню человеком властным, сильным, волевым, талантливым, умным, «убежденным в незыблемости основ, на которые она опиралась, строя благополучие своей семьи».
Такие женщины, как Васса Железнова (суть Мария Капитоновна Кашина), доказали необходимость полноправного участия женщин в трудном деле российского предпринимательства.