Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КАУФМАН -ТУРКЕСТАНСКИЙ Петр Михайлович

КАУФМАН (KAUFMANN) фон (с 1914 - КАУФМАН -ТУРКЕСТАНСКИЙ) Петр Михайлович (7.05.1857год, г.Тифлис Тифлисская губ./ныне Грузия – 6.03.1926 год, г.Париж Франция).
Государственный и общественный деятель, действительный статский советник (1891 год), сенатор (1900 год), министр народного просвещения (1906-1908 гг.), обер-гофмейстер (1908 год). Отец Михаила Петровича КАУФМАН и тесть Марины Васильевны КАУФМАН –ТУРКЕСТАНСКОЙ, урожденной ШЕРЕМЕТЕВОЙ (28.05.1890 год – 5.09.1926 год).
Представитель прусского дворянского рода KAUFMANN, сын М.П. КАУФМАНа. В сентябре 1914 указом императора Николая II Петр и Алексей Михайловичи фон КАУФМАН в увековечение памяти их дяди Константина Петровича фон КАУФМАНа (1818 – 1882 гг.) получили право именоваться фон КАУФМАН ТУРКЕСТАНСКИМИ. Род фон КАУФМАН внесен во II часть ДРК Санкт-Петербургской губернии. 13.02.1914 года Петр Михайлович фон КАУФМАН внесен во II часть ДРК Рязанской губерни.
По окончании (1877 год) Императорского Александровского лицея с золотой медалью он поступил на службу с чином титулярного советника (21.05.1877 года) в канцелярию Комитета министров в отделение по земским и городским делам. С 1879 производитель Комиссии для изыскания средств к сокращению государственных расходов. В 1880 секретарь председателя Комитета министров П.А. Валуева, затем делопроизводитель канцелярии главного начальника Верховной распорядительной комиссии графа М.Т. Лорис-Меликова, переведен им в Министерство внутренних дел. В 1880-1881 годах со стоял при сенаторе А.А. Половцеве; по его поручению провел ревизию административных и местных выборных учреждений Киевской и Черниговской губерний; собрал ценные материалы о быте и управлении края. С 1881 года он - заведующий делопроизводством земского отдела и канцелярией Особой комиссии для составления проектов местного управления, составил несколько записок по результатам ревизий. С 1883 года по рекомендации Половцева, ставшего государственным секретарем, КАУФМАН назначен делопроизводителем отделения законов Государственной канцелярии, в 1886 годупереведен в отделение дел государственного секретаря и назначен помощником статс-секретаря Государственного совета, участвовал в разработке важнейших законодательных актов начала царствования императора Александра III. Управляющий делами канцелярии (1892-1896 гг.) и товарищ главноуправляющего (1896-1903 гг.) Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, с 1896 года - товарищ председателя Главного попечительства детских приютов, автор проекта преобразования Опекунского совета и местного управления в столичных заведениях ведомства с целью установления правил материальной и уголовной ответственности почетных опекунов и управляющих отдельными заведениями. Проект был одобрен Александром Ш, но встретил резкий протест со стороны членов Опекунского совета и не был полностью осуществлен. Член комитета Попечительства императрицы Федоровны о глухонемых (1900-1903 гг.), член совета Александровского лицея (с 1901 года).
Активно участвовал в деятельности Российского общества Красного Креста: с 1897 член его Главного управления; временно покинул Общество из-за разногласий с председателем адмиралом О. К. Кремером, но в русско-японскую войну 1904 1905 стал главноуполномоченным Российского Общества Красного Креста в Сибирском регионе, затем – в Забайкалье и Маньчжурии, участвовал в совещаниях по организации эвакуации раненых и больных. В 1906 году вновь избран почетным членом и членом Главного управления.
С 1903 года КАУФМАН присутствующий в 1-м Департаменте Сената, с 1906 года - член Государственного совета. С 24 апреля 1906 года по 1 января 1908 года министр народного просвещения. При КАУФМАНЕ  увеличен кредит на народное образование; представлен в Государственную думу проект введения всеобщего начального образования; упрощен порядок открытия народных училищ, при них учреждены попечительства; разрешен прием девочек в городские училища вместе с мальчиками; разработаны новые положения о начальных и городских училищах и женских учительских семинариях. Выработаны новые правила о народных училищах для инородцев; разрешено открывать частные учебные заведения для евреев на общих основаниях, а также школы для старообрядцев и сектантов, детей старообрядцев разрешено приникать в учительские семинарии. Разработан проект Положения о высших городских училищах. В средних учебных заведениях восстановлена система переводных экзаменов (циркуляр от 15 марта 1906 года), что вызвало протест учащихся и резкую критику в печати; запрещены сход и собрания учащихся средних учебных заведений (циркуляр от 15 ноября 1906 года). В Совет министров внесен законопроект об улучшении пенсионного обеспечения народных учителей; созван съезд представителей учительских институтов. За время руководства КАУФМАНа министерством открыто 139 мужских и женских гимназий и 375 частных средних учебных заведений, 52 прогимназии преобразованы в гимназии.
В сфере высшего образования выработаны «правила о студенческих организациях и об устройстве собраний в стенах высших учебных заведений» (утверждены 11 июня 1907 года), направленные на развитие студенческого самоуправления. Учрежден институт проректоров вместо инспекции; составлен новый проект университетского устава, в основу которого положен принцип самостоятельности университетов в организации научно-учебной жизни и подчинение университетов как государственных учреждений контролю Министерства по хозяйственным и административным вопросам. Выработан проект учреждения Саратовского университета, открыты Археологический институт в Москве, Психоневрологический институт, Педагогическая академия и Курсы востоковедения в Санкт-Петербурге, Казанские и Одесские высшие женские курсы, медицинское отделение при Киевских высших женских курсах, в Государственную думу внесено представление об открытии в Москве Народного университета А. Л. Шанявского. В 1906 КАУФМАН вступил с предложением узаконить прием женщин в высшие учебные заведения наравне с мужчинами, однако Совет министров его не поддержал.
После 1908 работал в Государственном совете, входил в группу центра, в комиссии по народному образованию, по вопросам вероисповедания, о порядке издания касающихся Великого княжества Финляндского законов и постановлений общегосударственного значения, член Постоянной комиссии по личному составу и внутреннему распорядку, Комиссии по военным сухопутным и морским делам и др. Неоднократно публиковал в различных периодических изданиях работы по русской истории. С декабря 1915 главноуполномоченный Российского общества Красного Креста при верховном главнокомандующем; пытался противостоять влиянию Г. Е. Распутина, за что в конце того же года удален из Ставки. Неоднократно выступал с критикой придворных кругов, по этой причине в январе 1917 года не был включен в число присутствующих членов Государственного совета. В декабре 1917 года уволен. В Гражданскую войну работал в Российском обществе Красного Креста на юге России. В 1920 эмигрировал, в Париже стал членом Главного управления Общества. Член Совещания по организации самопомощи русским беженцам (1922 год), Союза русских военных инвалидов и Комитета помощи русским инвалидам при Главном управлении Российского общества Красного Креста (1923 год).
Большое внимание уделял благотворительной и попечительской деятельности: почетный член Московского совета детских приютов (1894 год), благотворительного общества при Императорском Клиническом повивальном институте (1898 год), благотворительного общества при Петербургском родовспомогательном заведении (1900 год), Московского археологического института (1907 год), член совета Императорского Человеколюбивого общества (1907 год), попечитель Воздвиженской церковноприходской школы Белебеевского уезда Уфимской губернии (1907 год). Действительный член геральдического общества «Адлер» в Вене (1914 год).
Внес большой вклад в сохранение наследия А.С. ПУШКИНА: член комиссии по сооружению в Санкт-Петербурге памятника ПУШКИНУ (начало 1900-х годов), как член совета Александровского лицея входил в состав комитетов Пушкинского лицейского общества (с 1911 года) и товарищеской кассы бывших воспитанников лицея, член комиссии по выработке программы юбилейных торжеств по случаю столетнего юбилея лицея и редакционной комиссии по составлению его истории. Опубликовал несколько работ по русской истории, основанных преимущественно на материалах семейных архивов.
КАУФМАН награжден орденами: Святой Анны 3-й (26.12.1878 год) и 1-й (1896год) степеней, Святого Станислава 2-й (11.08.1880 год) и 1-й (28.03.1893 год) степеней, святого равноапостольного князя Владимира 3-й (1.01.1888 год) и 2-й (1.01.1902 год) степеней, Звезды 1-й степени с алмазами (4.01.1894 год, Бухара), «За гражданские заслуги» 1-й степени (28.05.1897 год, Болгария), Двойного дракона 2 класса 3-й степени (24.08.1897 год, Китай), Белого орла (29.06.1905 год), Святого равноапостольного князя Александра Невского (7.01.1912 год).
Петр Михайлович КАУФМАН был женат на Елизавете Петровне, урожденной Эльсен (23.10.1883 - не ранее 1918 гг). Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Их сын - Михаил КАУФМАН (1888-1914 гг.), поручик Лейб-гвардии Гусарского полка; был тяжело ранен во время Первой мировой войны в бою под Кушеном в Восточной Пруссии и умер от ран в городе Вильно.
Вследствие чего, Петр Михайлович и приехал на общее собрание представителей наследников Петра Васильевича ШЕРЕМЕТЕВА, представляя интересы своей снохи Марины Васильевны фон КАУФМАН ТУРКЕСТАНСКОЙ Оно состоялось 8-го июля 1916 года в село Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии.
Предметами обсуждения общего собрания были следующие дела:
«Доклад присяжного поверенного Рождественского о положении дела общего собрания в правах наследства всех вышеупомянутых наследников в связи с заявлением его в Нижегородскую казенную палату...
Докладная записка управляющего Юринским имением лесничего Н. В. Фридлиба по лесному хозяйству в Юринском имении в предстоящий операционный период 1916-1917 годов, доклад этот на обсуждение общественного собрания представлен опекуном Г. Р. Килевейном.
Доклад того же опекуна о целесообразных и руководящих началах предстоящего раздела между наследниками Петра Васильевича.
По выслушании первого доклада собрание постановило: доклад присяжного поверенного П. А. Рождественского принять к сведению, причем признать необходимым в самом непродолжительном времени выяснить состав и стоимость имущества, принадлежащего Петру Васильевичу и находящегося в городе Париже.
При обсуждении доклада лесничего Фридлиба выяснилось, что в настоящее время в распоряжении экономии имеется к вырубке 503, 52 десятины хвойного леса. Принимая во внимание обстоятельства данного времени, малоблагоприятны: для крупных лесных операций вследствие недостатка, как рабочих рук, так и лошадей для гужевой подвозки леса к пристаням. Собрание, соглашаясь с доводами докладчика и опекуна, постановило:
Назначить в продажу с публичных торгов в сентябре 1916 года 266, 70 десятины хвойного леса в делянках...
При обсуждении последнего доклада опекуна Г. Р. Килевейна о руководящих началах предстоящего раздела собрание единогласно постановило:
Признать целесообразным и неотложным для дальнейшего продолжения и развития лесного хозяйства при селе Юрино, принадлежащем наследникам Петра Васильевича, образование «Паевого товарищества» с паевым капиталом до 6200000 рублей. Из них до 5600000 рублей составляют паи наследников, а остальную сумму до 600000 рублей, образующую необходимый для дела оборотный капитал, разделить между посторонними пайщиками.
В состав имущества будущего «Паевого товарищества» включить все Юринские имения, за исключением усадьбы, и при нем участка земли в количестве 1846, 34 десятины, могущего составить самостоятельное хозяйство и вполне достаточного на содержание усадьбы.
Вопрос о дальнейшей судьбе Юринской усадьбы оставить открытым еще на один год, сохранив содержание ее в прежнем виде.
К организации «Паевого товарищества» приступить по надлежащем утверждении наследников в правах наследства.
Наконец, что касается до остальных имений Петра Васильевича, находящихся в городе Москве, Балахнинском и Горбатовском уезде, собрание ввиду того, что владение этими недвижимостями не представляет особого интереса для наследников, так как имения эти в данное время или совершенно не эксплуатируются (в Балахнинском уезде) и потому не приносят никакого дохода или же доходность их (Москва и Горбатовский уезд) чрезмерно низка сравнительно с рентой их стоимости и что продажа этих имений в настоящее время является по местным и общим условиям особенно благоприятна.
Собрание постановило:
Все вышеуказанные имения по учреждению наследников в правах наследства продать, причем для всестороннего выяснения стоимости этих имений предоставить каждому из наследников право по своему личному усмотрению за свой личный счет произвести тем или другим способом оценку этих имений.
О вышеизложенных постановлениях общественного собрания довести до сведения вдовы Петра Васильевича Луизы Камиловны Шереметевой или ее представителя».
Собираясь для обсуждения дальнейшей судьбы Юринской усадьбы, после смерти П. В. ШЕРЕМЕТЕВА, наследники еще не знали о том, что судьбу ее в 1917 году будут решать совсем другие люди …