Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПЧЕЛИН Андрей Иванович

ПЧЕЛИН Андрей Иванович (1683? год -?).

 

Представитель сферы бизнеса, царевококшайский купец 2-й гильдии, бурмистр кружечного двора города Царевококшайска (1733 год). Отец Ивана Андреевича ПЧЕЛИНА.

 

Потомственный купеческий род ПЧЕЛИНЫХ был особенно знаменитым в Царевококшайске и широкой округе в XVIII веке. Уже в конце XVII века среди посадских людей Царевококшайска стал известен Иван ПЧЕЛИН, который начал заниматься местной торговлей и винокурением. Его сын Андрей отличался большой предприимчивостью, расширил деятельность отца, завел лесопильные и мукомольные мельницы, занялся «отъезжей торговлей». Покупал у дворцовых русских и ясачных марийских крестьян зерно, хмель, мед, воск, пушнину, рыбу, кожи домашних животных и всякий «мелочной товар». Скупленное и накопленное затем перепродавалось иногородним купцам, вывозившим товар в другие места. Иногда он сам выезжал с товарами в другие города и уезды. Подобная торгово-скупщнческая деятельность позволила ему, потом сыну Ивану (семья А. И. ПЧЕЛИНА состояла из двух сыновей) накопить немалое богатство. В 1721 году со своих торгов и промыслов А. ПЧЕЛИН должен был вносить в казну 10- процентный налог в объеме 10 рублей 17 алтын 4 денги. По подсчетам наших ученых , его ежегодные доходы составили почти 105 рублей. Источником обогащения была и должность бурмистра кружечного двора, где он служил многие годы. Очень часто его личные интересы оказывались выше казенных. Часть торгового капитала он вложил в винокуренное производство и мукомольный промысел.

 

В 1716 году А. И. ПЧЕЛИН купил у царевококшайского посадского человека Я. ВЕЗЕЛЬЩИКОВА небольшую винокурню. Затем построил вторую. Ежегодно на них до 1754 года (запрета купеческого винокурения) выкуривалось до 1485 ведер вина. Для этого закупалось хлеба в базарные дни и в уезде до 200 четвертей ржи в год.

 

Один из винокуренных заводов был расположен вне города в Ошлинской волости и появился, видимо, на рубеже XVII—XVIII веков. Его возникновение было связано с тем, что купец построил винокуренную поварню около своей мельницы. Сохранилось описание винокуренного завода, относящееся к марту 1723 года. В момент его описания там находились железный котел в 100 ведер, 4 казана и 8 кубов медных. Часть винокурни занимали два двора. На одном из них были изба, клеть, сени между ними, баня, две конюшни с сенницами, погреб, на другом — изба. В избах жили работные люди: они выполнял различные работы и во дворе купца, и на винокурне.

 

В описании упоминаются солодовня и овин. Значит, солод для предприятия Андрея ПЧЕЛИНА «ростили» здесь же. Было две наливные мельницы. Одна находилась при заводе, другая — в двух верстах на реке Ошле. Вторая мельница была оброчной (1 рубль 4 алтын 5 1/2 денги). Предполагается, что на ней производился помол зерна «сторонних» помольщиков, а помол «винного запасу» — лишь на первой мельнице. Правда, в своей «сказке» Андрей ПЧЕЛИН объяснял, что с мельницы при заводе оброка нет для того, что «мелет только в полую воду». Нередко винокурне не хватало сырья. В таких случаях ее владелец не останавливался ни перед чем. Так, он не только скупал за бесценок у марийских и русских крестьян зерно, но и прибегал к прямому насилию. В октябре 1722 года ПЧЕЛИН и посадский человек Ф. Кабатов заключили подряд с марийцами 13 волостей Царевококшайского уезда на вывозку собранного ими овса в Казань. Крестьяне внесли на расходы торговым людям по 60 копеек с каждого из 370 ясаков, или более 220 рублей. ПЧЕЛИН брал дополнительно с каждой волости по чети ржи для своего завода. В 1727 году он подал челобитную в Свияжскую провинциальную канцелярию, где вторично просил взять с марийцев деньги и хлеб. Последние вынуждены были обратиться с жалобой к воеводе, где они писали, что «теперь пришли в» всеконечное разорение и скудость».

 

А. И. ПЧЕЛИН жил своим двором, имел «уездный торг» и считался старожилом города. Торг, двор, огород, пашню и сенокосы он унаследовал от отца, Ивана ПЧЕЛИНА. Различные хозяйственные работы во дворе, в доме выполняли работные люди, а также "дворовые", находившиеся в полной зависимости от своего хозяина. 20 февраля 1717 года царевококшаец за 30-рублевый долг закабалил дворцового крестьянина починка Гомзово Н. Абросимова. Бывший дворцовый крестьянин из Устюжского уезда Ефим Минеев с семьей за 49-рублевую ссуду жил и работал у Пчелина с 1717 года. В 1719 году он взял к себе П. Кузьмина, прожившего в его дворе почти 15 лет. У него же жили и работали приемыш В. Селивестров 15 лет, К. Осипов и Иван (фамилия не указана), временный человек во дворе из ясачных марийцев Д. Таниев. Среди "дворовых" Андрея ПЧЕЛИНА числились Ефим Матвеев с женой Федосьей Андреевой, Никифор Обрамов с женой Катериной Самойловой, Иван Григорьев с женой Еленой Яковлевой, а также Дмитрей Ефимов, Марфа Обрамова, Матрона Ларионова, Феврония Яковлева.

 

Таким образом, в «домовой» работе бургомистра А. И. ПЧЕЛИНА постоянно были заняты 6 — 7 человек временных и постоянных наемных работников из числа марийских и русских крестьян, не считая 4 — 5 работников на винокурнях и мукомольных мельницах. Торгово-промышленная его деятельность была также связана с арендами пахотных и сенокосных участков, казенными подрядами на перевозку хлеба, кожи и винными откупами.

 

В семье у Андрея Ивановича  и его супруги Авдотьи Ивановны были дочь Мария и двое сыновей: Андрей (1713 года рождения) и Иван (1712 года рождения), позднее продолживший дело отца и ставший даже бургомистром города.