Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БУЛЫГИН Федор Анисимович

БУЛЫГИН Федор Анисимович (1825 год, д.Коряково Вараксинская волость Царевококшайский уезд / Казанская губ. / ныне г.Йошкар-Ола – 1904 год, г.Царевококшайск / ныне г.Йошкар-Ола).

Деятель бизнеса и торговли, царевококшайский купец 1-й гильдии, основатель купеческой династии. Общественный деятель – гласный (депутат) Царевококшайского уездного земского собрания скольких созывов.

Выходец из русских крестьян. Проявив предприимчивость и хватку, сумел открыть свое дело, которое впоследствии помогло ему перейти в купеческое сословие.

Развивая свой бизнес даже за пределами Царевококшайского уезда, сделал ставку на винокуренное производство. Так, основанный им в селе Юрьево Успенской волости Яранского уезда в 1874 году пивоваренный завод, к 1885-му ежегодно производил 5000 ведер на 5 тысяч рублей. На том заводе трудились 11 рабочих.

Кроме кипучей деятельности в бизнесе, Федор Анисимович проявлял активность и в общественной жизни, став в 1868 году гласным Царевококшайского уездного земского собрания. Всего он был депутатом трех земских созывов: второго - (1868-1870 гг.) 1 курия, третьего - (1871-1873 гг.) 3 курия и четвертого - (1874-1876 гг.) 1 курия. Причем один раз он сумел попасть в земские гласные, представляя на собрании 3-ю (крестьянскую) курию, хотя крестьянином уже давно не являлся. Выборы по крестьянской курии были многостепенными. От сельских обществ выбирались представители на волостные сходы, где выбирались выборщики, и те последние выбирали гласных в уездное земское собрание. Так что для победы БУЛЫГИНУ пришлось изрядно потрудиться

Со временем, Федор Анисимович стал возлагать особые надежды на сына Василия. В 1870 году Федор БУЛЫГИН, будучи уже царевококшайским купцом 1-й гильдии, стал привлекать Василия к своим делам, определив его своим доверенным лицом на винокуренном заводе.В последствии, Василий Федорович БУЛЫГИН полность оправдал надежды отца.

В начале XX века возникло, так называемое «дело о булыгинских миллионах», связанное с дележом наследства уже покойного к тому времени купца. Казанская пресса того времени со смаком раписывала подробности этого скандального дела:

«Спорный вопрос о действительности духовного завещания покойного казанского миллионера, купца Федора Анисимовича Булыгина, принял сенсационный характер! Духовное завещание покойным Булыгиным было составлено лет двадцать тому назад до его смерти, а именно в 1893 году. По этому завещанию наследство распределяется так: четыре замужние дочери получают по 3 тыс. рублей каждая, одна, незамужняя — 10 тыс. рублей, брат Яков — 40 тыс. рублей и половину Обуховского имения, состоящего из 2 440 десятин земли, все остальное имущество переходит к старшему сыну Булыгина, Василию Федоровичу. Нужно заметить, что с 1884 года Василий Федорович вошел в торговое дело отца в качестве компаньона, после чего образовался «Торговый дом Булыгин и Сын». Федор Анисимович Булыгин умер в 1904 году, и наследники приступили к разделу наследства. После некоторых пререканий между наследниками последовало соглашение, в силу которого Василий Федорович выдал: пяти сестрам, вместо 3 тыс. рублей, по 20 тыс. рублей каждой, брату Якову, вместо 40 тыс. рублей, 50 тыс. рублей и половину Обуховского имения, а также была удовлетворена и мачеха (третья жена покойного), ничего не получившая по духовному завещанию. Кроме того, сестры и брат Яков выдали Василию расписку в том, что они отказываются от каких бы то ни было претензий на наследственную массу. Однако теперь наследники обвиняют старшего брата в том, что он сфальсифицировал завещание отца. Произведенная на днях в судебной палате экспертиза трех каллиграфов признала бесспорными несходство подписи покойного на духовном завещании с бесспорными его рукописями, а также и то, что подпись на духовном завещании сделана по подчищенному месту. Судебная палата, отложив рассмотрение дела по существу, постановила актовую книгу с завещанием Булыгина препроводить в фотографическое отделение Петербургской палаты для производства фотографической экспертизы» («Давности»).

С 80-х годов 19 века Федор Анисимович БУЛЫГИН и его сын Василий (после смерти отца) постоянно жили в городе Казани в двухэтажном каменном доме, числились купцами I гильдии (отец с июня 1884 года, сын с 1892 года). Недвижимое имущество купцов, состоявшее из земельных угодий, заводов, магазинов, каменного и деревянного домов в Казани и Вятской губернии, оценивалось свыше 1 млн рублей.

Ещё до своей смерти отец передал ведение всех дел сыну в ноябре 1897 года.

В том же 1897 году семейство было возведено в потомственное почетное гражданство грамотой Правительствующего Сената за №1921.