Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БУРАШНИКОВ Михаил Васильевич

БУРАШНИКОВ Михаил Васильевич (1904 год, г.Царевококшайск / ныне г.Йошкар-Ола)-1992 год, г.Йошкар-Ола).

Военный деятель, полковник контрразведки Советской Армии; участник Великой Отечественной войны. Участник Нюрнбергского процесса (1946 год).

Хотя Михаил и родился в Царевококшайск, но вырос в г. Козьмодемьянске, так как его родители уехали туда, когда ему было всего 2 года. Кроме этих городов в его судьбе, как человека военного, были, и другие города: Владивосток, Москва, Рига, Берлин, Нюрнберг и др.

Отец его Василий Дмитриевич был представителем «Товарищества по реализации нижегородской водки» в крае. В этом же ранге его перевели в г. Козьмодемьянск. Туда же переехала и вся семья, в которой было семеро детей дочерей и двое сыновей. Здесь купили бывший дом Лихачевых (родителей революционера Василия). Две дочери и старший сын Михаил стали учиться в школе II ступени.

В 1922 году Михаил окончил школу и стал работать на сплаве. В эти годы молодежь увлекалась «Синей блузой», которую называли «живой» газетой. Ее члены носили синие блузы со значком в виде развернутого красного знамени. Ставили различные сценки на злобу дня, в том числе и литературно- художественные монтажи. Проводились мероприятия в городе, деревне, на лесоучастках. И все это при свете факелов. Вся эта таинственность привлекала прежде всего молодежь. Михаил охотно посещал ее.

Из членов этого кружка появлялись и семейные пары: Михаил Бурашникпв и Нина Веселова, Вечеслав Винокуров и Людмила Веселова, Евгений Винокуров и Инна Зарщикова - красивые лица, красивые пары и к тому же талантливые. И по жизни они прошли так же красиво Михаил стал полковником, Вячеслав - министром торговли МАССР. Сестра Михаила Манефа вышла замуж за Петра Яковлевича Лежнева-Финьковского, ставшего в 1922 году начальником Облземуправления, а в 1935 году зам. директора Московского зоотехнического института им. Молотова. В 1937 году был директором Всесоюзного зоотехнического института пушно-сырьевого хозяйства.

В 1924 году, являясь "коммунаром" 334-го отдельного ботальона (г.Симбирск) частей Особого назначения  (ЧОН) Михаил БУРАШНИКОВ, участвовал в подавлени крестьянских восстаний в Поволжье.В 1926 году Михаил  был призван Козьмодемьянским кантонным военкоматом в Рабочее-Крестьянскую Красную Армию, где дослужился до командира отдельного берегового дивизиона Амурской флотилии.

После окончания высших курсов политсостава в 1945 году направлен в Германию в представительство министерства обороны. Там ему пришлось заняться по линии НКВД вопросами репатриации бывших военнопленных, и не только… Особое внимание уделялось возвращению обратно на родину детей, увезенных фашистами в Германию. Больше проблем с этим было в американской зоне. Американцы всячески противодействовали возвращению советских детей домой. В дело шла клевета на советский образ жизни. Детей запугивали. Многие из них уже забыли русскую речь, и им говорили, что они и не русские вовсе. Но умелое отстаивание интересов детей позволило вернуть тысячи на родину. Кроме того, в американской зоне они, сотрудники советского представительства, занимались репатриацией советских граждан из «лагерей перемещенных лиц» особенно тех, кто не хотел возвращаться - власовцев, бандеровцев и пр.

Примечательно участие Михаила Васильевича в подготовке Нюрнбергского процесса, хотя на самом трибунале он не являлся официальным представителем (участник - это официальный статус, который присваивался подготовительной комиссией). БУРАШНИКОВ присутствовал на заседаниях Нюрнбергского суда и «приложил свю руку» к осуждению злодеяний нацистов. Об этом свидетельствует французский ученый А. Герен в своей книге «Серый генерал». 11 февраля 1946 года на Нюрнбергском процессе помощник главного обвинителя СССР Зоря зачитал показания полковника вермахта Эрвина Штольца. В них он указал, что получал приказания от начальника Абвера Канариса по организации специальной группы, которая занималась проведением диверсионных актов и работой по разложению тыла в Советском Союзе. Эти показания Штольц дал при его допросе подполковником контрразведки Красной Армии М.В. БУРАШНИКОВым

После возвращения в 1949 году из Германии Михаил Васильевич служил в Москве и Риге, а в 1953 году вышел в отставку и вернулся Йошкар-Олу.