Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЧЕПЧУГОВ Иван Никифорович

 

ЧЕПЧУГОВ Иван Никифорович (2-я половина 16-го века – 1-я половина 17-го века)

Военный и государственный деятель, стрелецкий голова, дворянин московский, сын Н. П. ЧЕПЧУГОВА.

В числе московских дворян упоминается уже в 1577 году. Участник 3-й Черемисской войны и строитель г. Царевококшайска в 1584 году. Назначаемый из Стрелецкого приказа стрелецкий голова обычно был из числа дворян и имел чин не ниже стольника. Ему подчинялись стрелецкий сотник (из дворян), 4 пятидесятника и десятники из числа выборных стрельцов царевококшайского гарнизона. По данным 1631 года, в Царевококшайске помимо воеводы и городового приказчика числились стрелецкий голова, стрелецкий сотник, 200 пеших стрельцов, 34 служилых марийских новокрещен и «басурманов», 4 толмача (переводчика), 7 пушкарей, 2 воротника и казенный кузнец.

1-го августа 1598 года он подписался под грамотой об избрании на царство Бориса Годунова, в числе выборных от городов. В 1600 году он был приставом при персидском (кизылбашском) после Исеналее и, когда тот из Москвы отправился в Австрию, сопровождал его до Архангельского города и 9 июня отправлял за границу. В 1601 году. был головой у «городового дела» при строительстве каменной крепости г. Смоленска. Позднее, зимой 1601-1602гг он появился на Северо-Западе Руси с ответственной миссией: был послан Б. Годуновым в Ивангород для раздачи хлеба служилым людям. После смерти царя Бориса Чепчугов является ревностным приверженцем Василия Шуйского; в 1606—1607 году был воеводою на Двине, а в 1608 году упоминается в чине свадьбы царя, а вскоре после свадьбы, по-видимому, он был пожалован в думные дворяне и сделан царицыным крайчим. Это время – период ярых местнических споров с участием Ивана Никифоровича. И если отец не местничал, то сын уже вовсю вступает в местнические споры. Одним из таких примеров местничества был спор Ивана Чепчугова с князем Ромодановским. Со стороны Чепчугова заместничаться с Ромодановским было очень смелым шагом, и он не прошел даром. За спор Чепчугов был бит батогами, назывался ее «братом», т. е. родственником.

В 1609 году Чепчугов послан был в Касимов к боярину Шереметеву, действовавшему тогда против поляков, с милостивым царским словом и с приказанием Шереметеву не медлить и идти скорее к Москве. После низвержения Шуйского, когда в Москве образовалось несколько партий, очень трудно выяснить, к какой из них принадлежал Чепчугов: в одной дошедшей до нас грамоте 1610 года он упомянут как приверженец Шуйского, по другим же сохранившимся известиям Чепчугов, по грамоте короля Сигизмунда от 11 декабря 1610 года, получил ясельничество, и это дает повод думать, что он принадлежал к польской партии, по третьей дошедшей до нас грамоте, от 11 апреля 1611 года, видно, что Чепчугов в это время был в войске Прокопия Ляпунова, который послал его воеводой в Сольвычегодск с поручением собрать там денег для содержания войска, что заставляет считать его ревностным приверженцем русской партии. Как бы то ни было, но 11 апреля 1611 года он был отправлен воеводой в Сольвычегодск, откуда вернулся в октябре того же года к Москве на земскую службу. Он – участник Первого ополчения 1612 года 7 апреля этого года подписал воззвание Д. Пожарского сольвычегодцам присоединиться к борьбе против польских интервентов. После этого о нем известий не сохранилось.